Тренды и ошибки в проектировании офисных пространств

    Каким должен быть современный интерьер офиса в 2022 году: экологичным, многофункциональным или безопасным? В материале студия дизайна Designic и мы, NBCom Group, поделились мировыми трендами и ошибками при их реализации.

    Первый тренд: трансформируемость и многофункциональность


    Пандемия и сокращение рабочих площадей сказались на организации пространства. Теперь оно должно быть продуманным и многофункциональным. Пример — конференц-зал в компании NBCom Group.



    Такой конференц-зал подходит для обучения, презентаций, переговоров, конференций. Его можно быстро разделить на два отдельных помещения с помощью мобильных перегородок, из модульных боксов быстро собрать столы, трибуны, подиум и диван. А если открыть перегородку, которая отделяет конференц-зал от коридора, получится открытое пространство.


    Мобильная перегородка в конференц-зале NBCom Group

    Ошибки при реализации тренда

    В проектировании больших многофункциональных пространств очень много нюансов.
    Не учтен солнечный свет
    При расположении дисплеев нужно учитывать естественные источники освещения (чтобы свет из окна не слепил сотрудников, не отражался от поверхности дисплея), рост человека (для подбора высоты расположения дисплеев, проекторов и прочего оборудования).

    Не соблюдается дистанции просмотра
    Важно соблюдать дистанцию просмотра, чтобы пользователям хорошо было видно контент, глаза не уставали. Размер экранов подбирают исходя из этого расстояния.

    Коммуникации наложились
    Если нет единого сводного плана расположения устройств, появляется риск наложения инженерных коммуникаций и оборудования. Например, когда устанавливается сплит-система в том месте, где должен стоять проектор.
    Пример ошибки на реальном кейсе

    Заказчик планировал разместить 10 инсталляционных проекторов на потолке в конференц-зале, работающих в мультипроекционной сшивке. Инженеры уже спроектировали вентиляцию, электрики проложили кабели, установили датчики дыма, и места для проекторов просто не осталось. К сожалению, поставщик техники не работал над проектом с самого начала и, чтобы установить проекторы, пришлось переделать переделывать систему вентиляции. Сумма дополнительных расходов – 700 000 рублей. А ведь этих издержек могло и не быть.

    Второй тренд: формирование комьюнити

    В офисе компании любого масштаба должны быть «точки притяжения» — зоны, где сотрудники будут пересекаться, обмениваться мнениями и идеями. Например, для управляющей компании Cosmoservice дизайнеры студии Designic спроектировали зоны коллаборации в open space.
    Зоны коллаборации в open space управляющей компании Cosmoservice

    Ошибки при реализации тренда

    Не соблюдается дистанции просмотра
    Часто бывает так, что зоны притяжения, которые создавались для отдыха и общения сотрудников, перерастают в зону неформальной работы. И если не подумать заранее о том, что сотрудник может прийти на диван не с кофе и книгой, а с ноутбуком или телефоном, для которых нужна зарядка, будет некомфортно работать.
    Кроме того, эти зоны отлично подходят для информирования сотрудников: поставить экран/панель и доносить до них новости — хорошая идея, которую тоже нужно учесть при проектировании.

    Третий тренд: забота о здоровье команды

    Обеспечение двигательной активности в течение рабочего – один из трендов современного офиса. Тут на помощь приходят рабочие столы с регулировкой высоты для работы сидя и стоя, полезные снеки.


    Итальянские столы Actiu, которые регулируются по высоте

    Ошибки при реализации тренда

    Не учли нормы проектирования

    Когда речь идет о комфорте и здоровье персонала, при проектировании нужно учитывать ГОСТ, СНип, СанПиН. Эти нормы играют ключевую роль. В них указаны площадь рабочего места сотрудников, требования к стульям, расположению мониторов и др. Также важно учитывать другие переменные: пол, рост сотрудника, стиль работы и пр.

    Например, много работают с таблицами – нужен монитор с технологией защиты глаз, печатают на клавиатуре – специальный анатомический коврик, часто созваниваются с рабочего места – камера и гарнитура. Если такие делали не учитывать, то даже самая современная техника не сможет обеспечить сотрудникам комфортное пребывание в офисе.

    Четвертый тренд: домашний уют

    Ощущение сотрудников, что они в офисе чувствуют себя как дома — тренд нескольких последних лет. Он подразумевает создание уютной атмосферы за счет использования текстиля, натуральных материалов, растений, книг, торшеров с теплым светом — всего, что обычно ассоциируется с домом. Интерьер студии Designic на фотографиях ниже хороший пример домашнего уюта: светлый, теплый, уютный.


    Ошибки при реализации тренда

    Некоторые воспринимают этот тренд как призыв: каждый сотрудник может принести из дома на работу что-то свое, чтобы почувствовать домашний уют. Но если каждый принесет свое любимое кашпо с растением, рамку с фотографией, игрушку, офисное пространство станет выглядеть захламленным. Важно соблюсти баланс — не сделать интерьер слишком домашним, но в то же время деликатно создать теплую атмосферу.

    Пятый тренд: экологичность

    Выросло поколение сотрудников, которое заботится о том, какое влияние их деятельность оказывает на окружающую среду. Они хотят работать в компаниях, которые бережно расходуют ресурсы, сортируют и правильно утилизируют отходы, по минимуму используют пластик и бумагу.


    Организация сортировки мусора и грамотной утилизации отходов в проекте студии для коворкинга Benua PAGE

    Важен и офис — предпочтение отдают «зеленым» пространствам, оформленным с использованием натуральных материалов и живых растений. Такие материалы положительно влияют на физическое и ментальное здоровье сотрудников, повышают их работоспособность.



    Сокращать потребление бумаги также можно с помощью цифровизации: заменить блокноты на планшеты, тогда заметки на совещаниях можно отправить себе на почту или выкладывать в облако. Еще один вариант — использовать интерактивные панели вместо бумажных флипчартов/маркерных досок.


    Интерактивная панель Cisco Webex в офисе компании NBCom Group

    Ошибки при реализации тренда

    Подключение техники

    «Повесить» устройства, которые работают в комплексе, самостоятельно сложно. Потому что интерактивная панель (как на фото выше) не просто воткнута в розетку. Есть несколько компьютеров, которые с ней взаимодействуют из серверной, программное обеспечение, с которым она работает. Увязку этих элементов нужно понимать, прорабатывать сети, прокладывать на бумаге, потом фактически.

    Не учтен функционал помещения

    Отделку нужно подбирать осознанно, с учетом требований к применению строительных материалов, так как могут быть ограничения.
    В некоторых общественных пространствах натуральное дерево нельзя использовать в связи с требованиями пожарной безопасности. И тут лучше выбрать покрытия с декором под дерево.
    Также важно учитывать свойства природных материалов, подбирать их под функционал помещения. Например, мрамор — отличный материал, но не для переговорной, где он будет отражать звук и создавать эхо. Поэтому перед выбором отделки убедитесь, что она не будет мешать сотрудникам в работе.

    Исключение рисков ошибок в проектировании офиса

    Ошибок при самостоятельной планировке и обустройстве пространства бывает множество, так как команда, которой обычно поручают данную задачу, не имеет специального образования и опыта в данном направлении. Здесь могут быть несоблюдение норм СНиП, СанПиН, требований пожарной безопасности: например, не соблюдена ширина проходов, использованы легковоспламеняющиеся материалы отделки, нарушены основы эргономики. Устранение подобных нарушений может потребовать значительных затрат. Это и штрафы от контролирующих органов, инспекций, и дополнительные расходы на замену материалов, перепланировку.
    Исправление ошибок — это деньги, время, неудобство для сотрудников в офисе.

    Обратитесь за проектированием офиса или устранением неполадок в существующем в NBCom Group

    Мы создадим проект, в котором будут учитываться все особенности работы конкретной компании: бизнес-процессы, взаимодействие отделов между собой, необходимый функционал.
    +7 (812) 318-38-36
    [email protected]